"Троянцы"

Среди 1600 известных пока астероидов выделяется своим замечательным движением группа из пятнадцати малых планет, так называемые "троянцы", которым присвоены имена героев Троянской войны: Ахилл, Патрокл, Гектор, Нестор, Приам, Агамемнон и т. д. Каждый "троянец" кружится около Солнца так, что он, Юпитер и Солнце в любой момент расположены в вершинах равностороннего треугольника. "Троянцы" – это своеобразные попутчики Юпитера, которые сопровождают его, оставаясь на большом расстоянии: одни находятся на 60 градусов впереди Юпитера, другие – настолько же позади него и все завершают оборот около Солнца в одно и то же время.

Среди 1600 известных пока астероидов выделяется своим замечательным движением группа из пятнадцати малых планет, так называемые троянцы

Равновесие этого планетного треугольника устойчиво: если бы астероид-"троянец" вышел из своего положения, силы тяготения вернули бы его к покинутому месту.

Задолго до открытия "троянцев" подобный случай подвижного равновесия трёх притягивающихся тел был предусмотрен в чисто теоретических исследованиях французского математика Лагранжа. Он рассматривал этот случай как любопытную математическую задачу и полагал, что едва ли где-нибудь во вселенной подобные соотношения осуществляются реально. Усердные поиски астероидов привели к тому, что для теоретического случая Лагранжа найдена была реальная иллюстрация в пределах нашей собственной планетной системы. Здесь наглядно обнаруживается, какое значение для развития астрономии имеет тщательное изучение тех многочисленных небесных тел, которые объединяются под наименованием малых планет.

Кроме "троянцев" Юпитера известны троянцы Земли, Марса, Урана и Нептуна. В 2010 году у Земли был обнаружен первый троянский астероид — 2010 TK7 — небольшой объект, диамером 300 метров. Кроме этого, в настоящее время известно пять троянских астероидов Марса и девять астероидов Нептуна.

Троянские астероиды Урана — это группа астероидов, движущаяся вокруг Солнца вдоль орбиты Урана и обращаясь вокруг одной из двух точек Лагранжа системы Уран-Солнце. Первоначально считалось, что у Урана и Сатурна не может быть троянцев, так как Юпитер давно должен был притянуть к себе все находящиеся в этих областях небесные тела. В 2013 году было объявлено об открытии у Урана первого троянского астероида — 2011 QF99, небольшого объекта диамером 60 км.