Анри Беккерель

Научные открытия призваны изменить мир к лучшему. Одним из таких открытий и стало открытие радиоактивности некоторых химических элементов, послужившее основой создания, как сверхмощного оружия, так и мощных источников энергии. Так кто же первым открыл эти смертоносные лучи? Это был Антуан Анри Беккерель.

Так кто же первым открыл эти смертоносные лучи? Это был Антуан Анри Беккерель

Антуан Анри Беккерель родился 15 декабря 1852 года в Париже в семье потомственных ученых. С юных лет Анри рос в атмосфере научного поиска, что не могло не оказать влияния на формирование его интеллекта.

Когда мальчик подрос, его определили в лицей Луи Леграна. По окончании лицея, в 1872 году Анри поступил в Политехническую школу, в которой учились Этьен Малюс, Жозеф Луи Гей-Люссак, Симеон Дени Пуассон, Жан Френель и многие другие. Именно в Политехнической школе Анри Беккерель начал самостоятельные научные исследования.

В раннем периоде своей деятельности ученый уделял основное внимание магнитооптике. В 1878–1880 годах молодой ученый показал, что газы также обладают оптической активностью, а покрытое никелем железо проявляет магнитные свойства только после нагревания до красного каления. Вместе с отцом Анри провел многочисленные опыты по измерению температуры магмы.

27 мая 1889 года ученого избрали в Академию наук, и он занимает должность непременного секретаря физического отделения. В 1895 году Беккерель стал профессором Политехнической школы.

Открытие через год рентгеновских лучей взбудоражило ученых, которые считали, что в природе больше нет ничего неизвестного человеку. Среди них был и Анри Беккерель. Близко знакомый с исследованиями своего отца по люминесценции, он обратил внимание на тот факт, что катодные лучи в опытах Рентгена вызывали при ударе одновременно и люминесценцию стекла, и невидимые X-лучи. Это привело его к идее, что всякая люминесценция сопровождается одновременно испусканием рентгеновских лучей.

Несколько дней Беккерель обдумывал намеченный им эксперимент, затем выбрал двойную сернокислую соль урана и калия – уранилсульфат калия K2(UO2)(SO4)2*2H2O, спрессованную в небольшую "лепешку", положил соль на фотопластинку, спрятанную от света в черную бумагу, и выставил пластинку с солью на солнце. Под влиянием солнечных лучей двойная соль стала ярко светиться, но на защищенную фотопластинку это свечение не могло попасть. Анри Беккерель едва дождался момента, когда фотопластинку можно было достать из проявителя. На пластинке явственно проступало изображение "лепешки". Неужели все верно, и соль в ответ на облучение солнечными лучами испускает не только лучи света, но и рентгеновские лучи?

Анри Беккерель проверил себя еще и еще раз. 26 февраля 1896 года настали пасмурные дни, и Беккерель с сожалением прячет приготовленную к эксперименту фотопластинку с солью в стол. Между "лепешкой" соли и фотопластинкой на этот раз он положил маленький медный крестик, чтобы проверить, пройдут ли сквозь него рентгеновские лучи.

1 марта 1896 года Анри Беккерель, так и не дождавшись появления солнца на небе, вынул из ящика ту самую фотопластинку, на которой несколько дней пролежали крестик и соль, и на всякий случай проявил ее. Каково же было его удивление, когда он увидел на проявленной фотопластинке четкое изображение и крестика, и лепешки с солью! Значит, солнце и флуоресценция здесь ни при чем? Как первоклассный исследователь, Анри Беккерель не поколебался подвергнуть серьезной ревизии свою теорию и начал исследовать действие солей урана на пластинку в темноте. Так обнаружилось, и это Беккерель доказал последовательными опытами, что уран и его соединение непрерывно излучают лучи, действующие на фотографическую пластинку. Также они разряжали электроскоп, то есть ионизировали воздух.

Первое в мире сообщение о существовании радиоактивности было сделано Анри Беккерелем на заседании Парижской академии наук 24 февраля 1896 года. Это открытие вызвало сенсацию. Особенно поражала способность урана излучать спонтанно, без всякого внешнего воздействия.

Изучая свойства новых лучей, Анри Беккерель попытался объяснить их природу. Однако он долгое время придерживался ошибочной точки зрения, согласно которой радиоактивность, возможно, является формой длительной фосфоресценции. Вскоре в исследование нового явления включились другие ученые, и, прежде всего, супруги Пьер и Мария Кюри. Вместе с ними в 1903 году Анри Беккерель получил Нобелевскую премию по физике.

29 июня 1908 года состоялось очередное собрание Академии наук, где ученого абсолютным большинством голосов избирают непременным секретарем физического отделения, а 25 августа 1908 года в возрасте 55 лет Анри Беккерель неожиданно умер. Причину смерти Беккереля сейчас установить трудно, но радиационный след, безусловно, присутствует. Ажиотаж в исследовании радиоактивности не лучшим образом повлиял на здоровье Марии Склодовской-Кюри и Резерфорда. Первым начал бить тревогу венгерский химик Дьёрдь Хевеши. Именно он обратил внимание, что радиация оказывает пагубное влияние на живые клетки.