Кратер вулкана

К западу от вулкана Килиманджаро, на расстоянии около 300 км, расположено одно из самых удивительных чудес Африки – давно погасший кратер вулкана Нгоронгоро.

Кратер вулкана Нгоронгоро образовался около 2 млн. лет назад в результате могучего взрыва, снесшего вершину. Это глубокая котловина площадью почти в 350 кв. км, радиусом в 10 км и свыше 60 км в окружности, огороженную отвесной горной стеной высотой в 500–600 м, расположенную на высоте 1700–1800 м над уровнем моря.

Большое количество осадков щедро увлажняет погасший кратер вулкана и в центр его несут свои воды несколько небольших речек, сбегающих с одетых густым тропическим лесом склонов кратера. Они впадают в озеро, расположенное в центре.

Таким образом, и пищей, и водой все обитатели погасшего кратера вулкана обеспечены полностью. Не удивительно, что в Нгоронгоро собралось многочисленное "общество" из представителей всех животных и птиц Африки.

На японском острове Кюсю находится еще большее природное образование подобного рода – погасший кратер вулкана Асо. Его длина по кругу превышает 120 км. Как и Нгоронгоро, кратер Асо окружен высокими стенами, которые около самого подножья поросли лесом. Этот кратер вулкана, в отличие от своего африканского собрата, окультуренный. Дно его покрыто густым одеялом лугов и рисовых полей.

В кратере вулкана Асо есть несколько больших селений, которые соединены между собой шоссе и даже железными дорогами. В центре этой котловины, расположилась глубокая пропасть – жерло вулкана.

Ученые до сих пор считали, что вулканы рождаются над центрами глубинных магматических очагов. Пока геологи не стали получать фотоснимки нашей планеты, сделанные с борта искусственных спутников и пилотируемых космических аппаратов. Глобальный взгляд на Землю из космоса выявил интереснейший феномен: почти всегда на некотором расстоянии от кратера вулкана распростерта огромная кольцевая впадина... Объяснения этому не было.

Ученые выдвинули смелую гипотезу: главные события вулканической деятельности разыгрываются не там, где кратер вулкана, а в центре кольцевой впадины – именно там, по мнению ученых, и расположен магматический очаг. Это полностью подтвердили геологические экспедиции – наиболее богатые месторождения полезных ископаемых, образовавшихся в результате подъема раскаленной магмы к поверхности земли, были обнаружены вблизи центра кольцевой впадины. Вулканы до сих пор попросту обманывали геологов, указывая далеко не самые богатые залежи.

Открытие, сделанное из космоса, имеет не только большое научное значение для уточнения механизма вулканической деятельности. В результате его геологи получили новый надежный ориентир в поиске самых богатых месторождений вулканического происхождения.